Бывает такое, что во время экзамена вы от волнения забываете всё, что учили неделю до этого? Или, может быть, вы ходили на лекции, но перед сессией были занятия поважнее, чем повторять материал? Если у вас есть минимальное понимание предмета — метод мозгового штурма поможет подготовить достойный ответ. Коллективное обсуждение, правда, исключено, но вы можете не менее успешно устроить его в одиночку — у себя в голове.

Что за мозговой штурм вообще

Обычно метод мозгового штурма устраивает вся команда, которой нужно решить какую-то задачу. Участники по очереди высказывают идеи и мнения, затем они собираются в единое целое. Удачные идеи оставляют и развивают. Так совместными усилиями рождается самое корректное решение.

Примеры мозгового штурма на уроках — совместные лабораторные работы и семинары. Общие обсуждения во время контрольной, когда преподаватель вышел из кабинета, тоже можно отнести к этому методу. Мозговой штурм — коллективное решение какой-то общей проблемы, где важен каждый голос и каждый участник.

Как применять брейнсторминг в условиях экзамена

Проведение мозгового штурма в его классическом виде на экзамене весьма затруднительно. Как же быть? Вам придётся самостоятельно сыграть роли всех участников: обозначить проблему, задавать вопросы, рассматривать задачу (в данном случае, вопрос экзаменационного билета) с разных сторон. Метод достаточно простой и легко разбивается на несколько этапов.

1. Задаём вопросы

Вопросы можно задавать как узкие («Кто это изобрёл?», «Из чего это сделано?»), так и более широкие («Что я слышал об этом?»). Записывайте все вопросы, какие только придут в голову, даже если они кажутся вам совершенно странными («Каково это на вкус?»). Решение проблемы методом мозгового штурма предполагает максимально разнообразные взгляды на задачу. Чем больше будет сторон для рассмотрения, тем лучше!

Во второй части этого этапа выпишите названия дисциплин, связанных с экзаменационной, в том числе и со школьных времён, если в университете какой-то из предметов ещё не изучался.

2. Ищем ответы

А теперь пришло время устроить мозговой штурм! У каждого поставленного вопроса запишите все варианты ответов, которые сможете вспомнить. Не нужно расписывать фразы подробно — ставьте только основные тезисы. Записывать при этом обязательно — при большом потоке информации очень легко что-то забыть и упустить из виду.

Если вы чего-то не знаете, попробуйте догадаться до верного решения, исходя из известной вам информации. Если вы разбираетесь в предмете, то это будет не так сложно. Особенно просто этот этап дастся тем, кто заинтересован в своей специальности и читает много дополнительной литературы.

В зависимости от предмета подход может немного отличаться. В высшей математике, например, без точных знаний никуда, и догадки могут обернуться ошибочными выводами. А блестящий ответ по анатомии можно составить из знаний зоологии и гистологии.

Попробуйте вспомнить (или придумать) связь темы из билета со смежными дисциплинами. Так, любую тему из неорганической химии можно связать с ядерной физикой, практически любым разделом биологии, ОБЖ и правилами первой помощи. Даже если вы не вспомните ничего конкретного о вопросе из билета с помощью других дисциплин, найденные связи помогут расширить ответ и произведут хорошее впечатление на преподавателя. Будет понятно, что вы разбираетесь во всех изучаемых предметах.

3. Выбрасываем ненужное

Мы получили полный перечень всей связанной с темой информации. Кроме этого, по каким-то вопросам у вас наверняка получилось несколько вариантов ответов. Далеко не всё из написанного должно быть в ответе, поэтому следующий этап — проверить и отсечь лишнее.

Если вы сдаёте экзамен по точным наукам, пришло время проверить все формулы и расчёты. В естественных дисциплинах придётся полагаться только на собственную логику, так что убедитесь, что написанные факты правильно друг друга дополняют. В гуманитарных предметах уберите противоречащие друг другу мысли и тезисы. А, если вы сдаёте практическое задание, самое время из всех подобранных путей выбрать то, которое кажется наиболее оптимальным.

На этом же этапе необходимо оценить, насколько те или иные факты важны для ответа. Отбросьте повторяющиеся или натянутые утверждения, отметьте те, в которых вы не уверены.

4. Составляем план ответа (или решаем задачу)

Ну а теперь время объединить идеи мозгового штурма в полноценный ответ. Для устного ответа напишите или полный текст, или подробный конспект — иначе высок шанс что-то забыть. А в случае решения задачи не лишним будет написать комментарии и пояснения к каждому действию. Это сейчас вы отлично всё помните и можете объяснить, а вопросы от преподавателя могут легко сбить с толку.

Шпаргалка для проведения мозгового штурма
Подпишитесь на рассылку, и мы пришлём вам шпаргалку для проведения мозгового штурма. Просто скачайте её в свой смартфон и в экстренной ситуации не растеряетесь.
Супер! Письмо придёт вам на почту с минуты на минуту.

Насколько эффективен одиночный брейнсторминг

Конечно, коллективное применение мозгового штурма намного продуктивнее. Но в условиях зачётов и контрольных это, согласитесь, вряд ли возможно (разве что преподаватель достаточно легкомысленно относится к проверке и регулярно покидает аудиторию). Но и в одиночном варианте метод мозгового штурма очень полезен. Правда, с небольшими оговорками:

  • Без подготовки всё-таки никуда. Ни один мозговой штурм не сможет помочь, если у вас нет никакого понимания предмета. Однако для такого способа будет достаточно просто перечитать конспекты лекций (или быть внимательным на занятиях).
  • Бесполезен он будет и для тех, кто привык заучивать конспекты наизусть без осознания смысла. Если вам очень тяжело разбираться в предмете, а для хорошей оценки нужно точное воспроизвести материал, полезнее будет воспользоваться мнемотехниками или сторителлингом, а не надеяться на брейнсторминг.
  • Перед сдачей экзамена придётся потренироваться задавать вопросы и определять задачи. Иначе в ответственный момент вы можете растеряться. Кстати, это занятие пригодится и для лучшего понимания материала.

Брейнсторминг на экзамене поможет вспомнить большую часть материала, если вы его когда-либо изучали. С ним намного проще найти новые эффективные способы решения задач. А значит, использовать такой метод управленческих решений, как мозговой штурм, намного оптимальнее, чем просто пытаться дословно вспомнить текст или алгоритм.

Как правильно подготовиться к мозговому штурму на экзамене

  • Чтобы вспомнить на экзаменационном брейнсторминге правильные ответы, будет достаточно просто один-два раза прочитать ответы на билеты. Или повторить конспекты лекций, если они достаточно подробны.
  • Для идеального ответа по такому методу нужно хорошо понимать предмет. В этом случае и повтор конспектов не так важен: с помощью наводящих вопросов вы напишете всё, что можно было. Зато может помочь самостоятельное изучение дополнительных материалов. Чем обширнее ответ получится, тем лучшее впечатление вы произведёте на преподавателя.
  • Не лишним будет задавать себе вопросы в процессе повтора материала. Так он лучше закрепится в памяти, и, если что-то непонятно, можно будет выяснить все ответы заранее.
  • Если есть возможность, практикуйте метод мозгового штурма с одногруппниками. Так вы убьёте сразу нескольких зайцев: потренируетесь в подборе вопросов (и ответов на них), лучше усвоите материал, разберётесь с непонятными моментами и научитесь отвечать на каверзные дополнительные вопросы.

Как видите, готовиться всё равно придётся. Но зато совершенно необязательно заучивать наизусть трудные темы и долго корпеть над учебниками. Да, к сложным и точным дисциплинам подобный способ применим разве что для задач и лабораторных. Но в тех предметах, где важно понимать предмет, а не дословно воспроизводить учебник, метод мозгового штурма — настоящая палочка-выручалочка. Применяйте его для запоминания материала, потренируйтесь на контрольных и зачётах, и на ближайшем экзамене после дня подготовки у вас точно будет хорошая оценка.