Все слышали фразу о том, что сначала студент работает на зачётку, а потом зачётка — на студента. Объясняется это простым методом бумеранга: сначала студенты нарабатывают себе репутацию, а после преподаватели больше обращают внимание на прошлые оценки, а не на текущий ответ. Но всё ли действительно так просто?

Как зачётка влияет на оценки

Преподаватели сами поддерживают этот закон, просматривая не только оценки за предыдущие годы, но и статистику по текущей сессии. Если студент не подготовился как следует к последнему экзамену, но сдал вовремя все зачёты, и за остальные экзамены у него только «хорошо» и «отлично», то редкий преподаватель поставит ему «удовл.» и лишит стипендии. На последних курсах это особенно заметно — ведь тройка или пересдача может помешать получить красный диплом.

В обратную сторону, к сожалению, этот метод тоже работает. Если за все сессии были «неуды», то при сомнении выбор будет в сторону меньшего балла. А внезапный отличный ответ и вовсе вызовет подозрения: не может ведь безответственный студент начать учиться — наверняка всё списал.

Именно так и работает метод бумеранга в жизни студента. Причём влиять на исход экзамена может всё: посещаемость, стабильные ответы на занятиях, хорошо оформленные рефераты, отметки в зачётке, совместная с преподавателем научная работа. В вузах работают такие же люди, они редко оказываются беспристрастными, и не всегда получается угадать, как можно расположить их к себе.

Почему это работает

Самые распространённые примеры метода бумеранга в аргументации оценок — это краснодипломник, который в зимнюю сессию не смог ответить на экзамене, но всё равно получил «отлично». Или прилежный студент, отвечавший весь семестр, написал слабую курсовую работу и получил за неё хорошую отметку. И наоборот: прогульщик, который взялся за ум на третьем курсе, но всё-равно не получил даже «хорошо» из-за предвзятости преподавателя. И при завышении, и при занижении оценок работают определённые правила.

Имидж и репутация

Если в первый год вы отлично учились, участвовали в семинарах и конференциях, интересовались дополнительными материалами и обсуждали с преподавателями последние новости науки — вас будут воспринимать намного серьёзнее. Не обязательно даже действительно разбираться в предмете на старших курсах: вы зарекомендовали себя, как умный и интересующийся человек. А такой студент просто не может ни в чём ошибаться. Даже если вы допустите ошибку при ответе, на неё не обратят внимания.

Ну и наоборот: стоит испортить о себе первое впечатление, и, как бы вы потом ни старались, всерьёз преподаватели вас уже не будут принимать. А это и придирки на экзаменах, и более сложные темы курсовых работ, и дополнительные вопросы на зачётах. А если вас на первой сессии поймали на списывании, то от репутации жулика не сможете избавиться до самого выпуска.

Кредит доверия

Если вас с первого года запомнили, как студента, который всегда идеально готов к контрольным и экзаменам, на последних курсах вам вполне могут простить отсутствие подготовки. Вы же так хорошо учились столько лет — подумаешь, один вопрос плохо запомнился. Преподаватели знают, что вы ответственно относитесь к учёбе, а форс-мажоры бывают у всех. Главное, не злоупотреблять доверием (по крайней мере, у одного и того же преподавателя). Да и с новыми преподавателями, которые не вели вас с первого курса, такое может не сработать.

И это вновь работает в обе стороны. Стоит первые пару семестров не отвечать на занятиях и «заваливать» экзамены, любые хорошие ответы и проявления учебной активности вызовут подозрения. Ведь «человек не может ни с того ни с сего взяться за ум». И при неопределённости в оценке её, скорее всего, снизят просто «потому что».

Нежелание портить зачётку

Этот принцип включается в двух случаях: на последних курсах, когда студенты делятся на «обычных» и «краснодипломников», и на последнем экзамене текущей сессии. Если у вас все года были преимущественно «отлично», мало какой преподаватель поставит вам за слабый ответ «удовлетворительно». Самое страшное, что могут предложить — это зайти на кафедру через пару дней и ответить снова (и это только в случае, если вы совершенно не были готовы к экзамену и не смогли связать двух слов). Скорее всего, вас вытянут хотя бы на четвёрку.

Ну а от оценки за последний экзамен зависит, какая стипендия будет у студента в следующем семестре. Редкий преподаватель не поставит «отлично», если остальные отметки именно такие. И вряд ли вы получите тройку за слабый ответ, если результаты всей сессии хорошие.

Если тройки и пересдачи у вас уже были, то занижать оценку вам вряд ли будут. Скорее, будут оценивать максимально беспристрастно (если, конечно, вы не испортили о себе впечатление). Так что для хороших оценок на последних курсах придётся готовиться намного качественнее, чем раньше: ведь при спорной оценке вам не поставят «хорошо» по старой памяти, а просто зададут дополнительные вопросы.

Что делать, если зачётка уже «испорчена»

Если вы взялись за учёбу не с первого курса, есть два способа вернуть себе доброе имя:

  • Действительно активно заняться учёбой. Готовьтесь к каждой паре, отвечайте на семинарах, сдавайте самые лучше в группе письменные работы. Будьте готовы, что первое время к вам будут придираться больше, чем обычно. Именно это и представляет собой метод бумеранга: в аргументации преподавателей будет ваша испорченная репутация и отсутствие хороших отметок на первых курсах. Но в течение семестра они привыкнут к тому, что на ваши прошлые неудачи уже не стоит обращать внимания. Проблемы могут возникнуть только с самыми принципиальными научными руководителями. В таком случае выходом будет приём письменных работ и экзаменов с комиссией кафедры.
  • Любой экзамен можно пересдать в любое удобное для вас (и преподавателя) время. Обычно студенты начинают этим заниматься на последнем курсе, чтобы исправить средний балл и получить красный диплом. Но вы можете это сделать и на втором, и на третьем курсе. У такого способа есть неоспоримый плюс: все преподаватели заметят, что вы исправляете свои прошлые неудачи, и, скорее всего, начнут относиться к вам снисходительнее. Никому не захочется ставить вам «неуд», чтобы снова встретиться на пересдаче.

Всегда ли работает карма в учёбе

Подавляющее большинство преподавателей действительно проверяет зачётные книжки на экзамене, если не знают, что ставить студенту. Особенно это касается тех, кто пришёл к вам в последнем семестре, и не знает, как вы учились по другим дисциплинам. Более принципиальные преподаватели вряд ли будут ориентироваться на результаты старых сессий, но точно не испортят вам зачётку на последнем курсе, если вам грозит первая четвёрка за все годы. Аргументирование оценок методом бумеранга и сравнением с прошлыми успехами студента — намного более распространённая практика, чем кажется на первый взгляд.

Обратная ситуация, к сожалению, встречается не реже. Поэтому, если вы хотите расположить преподавателей и облегчить учёбу, на первых курсах придётся постараться — с учебными работами вам с удовольствием помогут эксперты Мультиворка. Исправить плохое впечатление может быть очень сложно. Можно пойти на принцип и пересдавать все зачёты комиссии. А если вы верите в карму и метод бумеранга, постарайтесь исправить ошибки и наверстать упущенное. Это намного более приятный, простой и бесконфликтный способ решения учебных проблем. К тому же он расположит к вам других преподавателей, которые заметят ваше старание. А это значит, что полученная карма в учёбе всё-таки сработает.