И не только студенту. Наши рекомендации пригодятся всем, кого оценивают, разбирают и пропесочивают.

Я старался, поэтому критиковать меня нельзя
Тоже вариант

Касается каждого

Трудно представить человека, которого никогда не критиковали и который не испытывает никаких отрицательных эмоций, когда подвергается критике. Это похвалу все любят.

Постоянная оценка от окружающих – часть нашей жизни в социуме, и нужно уметь эту оценку адекватно воспринимать. Адекватно – вовсе не значит униженно и молча соглашаться. Но и не проявлять агрессию!

Для начала надо различать конструктивную и неконструктивную критику, обесценивание, придирки в своей адрес.

В первой есть смысл. На нее и реагируем.

Вторая – по сути, проблема того, кто ее высказывает. Она не имеет реального отношения к критикуемому, ставит цель унизить его и/или вывести из себя. Лучшее лекарство от такого – игнорирование.

Четыре признака конструктивной критики

  1. Объективность.
    • Во-первых, ты сам понимаешь, что замечания справедливы.
    • Во-вторых, высказанное оппонентом мнение относительно твоего решения, выполненной работы или поступка не претендует на истину в последней инстанции, хоть и содержит понятные аргументы.
  1. Конкретика. Относится к одному действию, задаче, статье, лабораторной и проч., а не ко всей твоей деятельности в целом и тем более личности.
  2. В основе – профессионализм и опыт того, кто критикует. Если ответ в задаче студента не устраивает препода, профессора, в общем, доку в своей области, существует большая вероятность, что он прав (хотя, и не на 100 %, ведь ошибаются все). А когда, например, решения на уровне страны возмущают таксиста, хочется как минимум узнать: окончил ли он МГИМО, может быть, обслуживал дипломатический корпус. Иначе это то же самое, что мнение дилетанта Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
    Шариков: «Взять все, да и поделить!»
    Кому-то все равно достанется больше
  1. Не обязательно, конечно, но, как говорится, очень желательно конструктивная критика отражает имеющиеся плюсы (а они есть во всем, даже в двоечной студенческой работе).
    • Во-первых, это косвенное доказательство профессионализма критика – он видит рассматриваемое досконально.
    • Во-вторых, мотивирует не отчаиваться, не бросать начатое, а исправить.

Соответственно, обратный вариант – критика неконструктивная.

Так как все-таки реагировать?

Итак: реакции заслуживает только конструктивная грамотная критика. Она сама по себе не обидна, стимулирует понять ошибку, исправить ее и больше не допускать.

Но если ты все же остро реагируешь на любое замечание, то это повод начать разбираться в себе. Почему такое восприятие?

В психологической литературе описан очень интересный пример. Профессор, чтобы показать, как человек может реагировать на критику, начал высмеивать студентку за… зеленые волосы. Окрашивание у нее при этом было самым простым и стандартным. Девушка (да и окружающие) даже не поняли, что преподаватель имеет в виду. А вот если бы у нее действительно пряди были непривычного цвета, ученица с большой вероятностью начала бы переживать. Вывод: нас задевает только то, в чем мы сами не уверены.

  1. Может быть, ты слишком тщеславен и всегда хочешь быть лучше во всем? Но так не бывает. Не существует и никогда не существовало человека, который все всегда делает на уровне суперпрофи и божественно выглядит (даже признанные голливудские красавцы и красавицы нравятся далеко не всем).
  2. Или ты слишком не уверен в себе и любое невинное замечание воспринимаешь, как разнос? Попробуй перенести высказанное лично тебе на другого человека. Если по-прежнему досадно и что-то внутри закипает, может, оппонент действительно переборщил. Уже не так обидно? Значит, зря обижаешься.

Идеальная реакция на критику – спокойно выслушать. Если замечания очевидны, согласиться и начать исправлять. В непонятных моментах разобраться. С чем-то, возможно, поспорить. Когда оппонент столь же разумен, у вас выйдет диалог, и даже удастся его переубедить, прядя в итоге к идеальному результату.

Больше похоже на сферического коня в вакууме. Зачастую человек испытывает болезненную реакцию на критику:

  • Включает агрессию. Если может – прямо. Нет (например, разнос устраивает начальник, препод, от которого зависит оценка, самый популярный студент в группе) – затаивает злобу и при первой возможности мстит.
  • Уходит в себя, становится еще неуверенное, больше не старается, мол, все равно ошибется и станет объектом насмешек.

С этим надо бороться! В особо острых случаях – с психологом. Но пока ты до него не дошел, хотя бы попробуй реагировать на замечания правильно и с пользой:

  1. Любую подобную ситуацию воспринимай как возможность прокачаться и тут же начинай совершенствоваться. Даже если не станешь мастером высшего уровня, все равно прокачаешь скиллы: сегодня лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня.
  2. Задай себе вопрос: чему учит меня эта ситуация. Например, усвоить материал, в следующий раз быть внимательнее при написании, не делать задание в последний момент, проверять источники и т. д., и т. п. Даже сама по себе правильная спокойная реакция на замечание – тоже урок, который надо пройти.
  3. Не молчи, если не согласен, чувствуешь и понимаешь, что критика несправедлива. Без внутренней злобы и оскорблений оппонента, разумеется. Просто спроси: в чем именно ты не прав. Даже если оппонент не согласится, ты либо поймешь свою ошибку, либо нет, но хотя бы начнешь пытаться это делать и уж точно не будешь по итогу чувствовать себя униженным и оскорбленным, что промолчал.
  4. Если есть возможность, узнай мнение (и не одно) других специалистов, вдруг твой оппонент именно в твоем случае ошибся. Ну или убедишься на 100 %, что сам был не прав. И начнешь движение вверх, к самосовершенствованию.

Впервые столкнулся с критикой? Добро пожаловать во взрослую жизнь. Перечитай статью и запомни, как адекватно воспринимать любые замечания.

Если критика в твой адрес справедлива, но решение задачи, лабы, контрольной, написание курсовой никак не дается (ну или тебе некогда или неохота разбираться), обращайся в MultiWork. Мы поможем с выполнением. Наших авторов обычно критиковать не за что, а если все-таки у препода найдутся замечания, все исправим в кратчайшие сроки и обеспечим своему клиенту пятерочную работу.