Знания

Вариативная часть образовательной программы: что студент может изменить в расписании?

Все студенты учатся по заранее составленному учебному плану. Но в расписание входят и необязательные предметы, которые учащийся осваивает по собственному желанию. Вариативная часть основной образовательной программы вуза даёт возможность глубже изучить профессию и получить узконаправленную специальность.

Что включает в себя учебная программа

Чтобы составить учебный план, специалисты тщательно анализируют необходимые профессиональные знания и навыки. Дисциплины, которые преподают студентам в рамках обязательной учебной программы, покрывают необходимый минимум для освоения профессии. Это достаточно стабильный набор предметов, мало изменяющийся от года к году.

Кроме базовой части, учебный план включает в себя и дополнительную. Предметы для вариативной части также подобраны учебным планом. Вы сможете выбрать те, что интересуют вас больше всего. Но список дисциплин в любом случае будет связан с вашей будущей профессией.

Не стоит надеяться, что необязательную часть программы можно пропустить. Хотя бы один дополнительный предмет выбрать всё-таки придётся. А в конце семестра вас будет ждать аттестация: такая же серьёзная, как и по основным профильным дисциплинам.

Зачем нужна вариативная часть программы

Результат знакомства с вариативной частью обучения и учебного плана — это не только углублённые знания основного профиля. У дополнительной учебной программы есть несколько важных функций:

  • более разнообразный набор предметов позволяет видоизменять основную программу и делать её более актуальной с каждым годом;
  • самостоятельный выбор дисциплин даёт студенту возможность расширить профессиональные навыки и изучить направление, которое его больше интересует;
  • индивидуализация обучения повышает мотивацию учащегося;
  • расширенный список дисциплин позволяет студентам готовиться к смежным специальностям и упрощает получение следующей ступени образования по более узкому профилю.

Вариативная часть не может существовать без базовой. Новые предметы будут опираться на уже имеющиеся у вас знания. Поэтому определение вариативных дисциплин обычно проходит на 2 или 3 курсе. Основная программа не зависит от вариативной, однако изучение дополнительных предметов поможет вам освоить базовую часть вашего учебного плана.

Проектирование вариативной части учебного плана в вузе

В рамках дополнительной программы вы не сможете выбрать предметы, не связанные с вашей профессией (даже если они вам очень интересны). У вас будет строго ограниченный набор дисциплин, доступных к изучению. Проектирование по сути проходит в два этапа:

  1. Сначала руководство университета определяет, каких предметов не хватает в вашей общей программе. Анализ проводится с помощью запросов работодателей, статистики вакансий, определения возможностей самого вуза. Учебное заведение должно предоставить учащимся необходимое оборудование, нанять недостающих педагогов, подобрать удобное расписание для работников и учащихся. В результате будет подготовлен список дисциплин, которые вуз может предложить студентам конкретной специальности для дополнительного изучения. Список должен быть распределён по семестрам, так как понимание вариативных предметов во многом зависит от материалов основной программы.
  2. Студентам предоставляют список из 1–5 предметов, связанных с их направлением обучения. Обычно в каждом семестре, начиная со 2 курса, есть 2–3 предмета на выбор студента. На втором курсе дополнительное образование направлено больше на общий кругозор. А на последних годах учёбы — на развитие узких профессиональных навыков. При выборе предметов нужно помнить, что требования к их освоению такие же, как и к основной программе. Вам придётся готовить контрольные и курсовые работы, выполнять практику, участвовать в конференциях, а в конце семестра вас будет ждать зачёт или экзамен. При этом вариативной части обычно уделяется меньше учебного времени, а задания не такие объёмные, как на базовых направлениях.

Такой формат обучения набирает всё больше популярности в вузах. Для включения вариативной части не важна форма обучения (очная или заочная, коммерческая или бюджетная). Студент, выбравший предметы самостоятельно, ответственнее относится к учёбе и больше заинтересован в своих успехах. А тщательно подобранная вузом программа позволит развить все необходимые для специалиста качества и навыки, расширив спектр его профессиональных возможностей.

5-soMexprt418

Recent Posts

Объем кандидатской диссертации: требования ВАК

Один из ключевых аспектов подготовки кандидатской диссертации — это ее объем. Согласно требованиям Высшей аттестационной…

2 месяца ago

Презентация к магистерской диссертации: как ее правильно сделать?

Презентация к магистерской диссертации – это наглядное сопровождение доклада по время защиты. Она содержит краткую…

2 месяца ago

Что такое медицинские рефераты и чем они отличаются от других университетских наук?

Рефераты — это краткие доклады по заданной теме. Рефераты присутствуют в различных науках, но не…

2 месяца ago

Защита курсовой работы: как она проходит и как к ней подготовиться?

Когда курсовая работа готова, и кажется что наступило время отдохнуть, ведь все мучения позади —…

2 месяца ago

Дипломная работа по ГОСТу: какие существуют правила?

Существует Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2017. Этот стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления…

2 месяца ago

Как правильно оформлять графики и диаграммы в дипломе

Дипломная работа – это серьезный этап в учебном процессе, а подготовка ее требует строгого соблюдения…

2 месяца ago