Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Раиса Захаровна одобряет

Сон в руку

Запоминать информацию во сне (наряду с попытками получения инсайтов в спящем состоянии) люди пытались еще в древности. Научное обоснование у этого процесса появилось только в XX веке – вместе с развитием классической доказательной школы. Военные и психиатры разных стран проводили исследования, как курсанты и пациенты запоминают данные, пока спят. Для этого подопытным включали записи или приглашали гипнолога, который работал со спящими.

Развитие метода получило стимул в середине прошлого столетия, когда была изобретена и начала внедряться во врачебную практику энцефалография. Стало возможным получать подробные данные: какой ритм мозга активизируется во сне (альфа, тэта…), как сменяют друг друга фазы быстрого и медленного сна, насколько все это сочетается с получаемой спящим информацией, можно ли по пробуждению ее вспомнить.

Соответственно, с развитием технологий, появлением более совершенных аппаратов ЭЭГ-мониторинга, МРТ эксперименты, как влиять на запоминание во сне, продолжались.

Ученые пришли к выводу, что нельзя просто взять и включить спящему запись, и тот по пробуждению воспроизводит ее так, будто учил. Однако это не помешало популяризации метода, по всему миру, он получил название гипнопедия. Предприимчивые дельцы начали даже продавать желающим основанные на нем курсы (чаще всего – иностранных языков).

Обучение во сне описано и показано в известных произведениях.

Например, у Олдоса Хаксли в его «О, дивном новом мире» мальчик выучивает английский, прослушав во сне по радио лекцию, а когда уже во взрослом возрасте становится во главе правительства, начинает также идеологически обрабатывать население.

В «Гадких лебедях» Стругацких подобным образом обучали вундеркиндов.

В советском сериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семенович Леднёв, узнав о методе обучения во сне, включает запись предмета и ложится спать, а его дочка Нелли вскоре – радиопередачу, в которой читают шпионский роман, и по итогу в голове мужчины информация перемешивается.

В современном российском мультсериале «Барбоскины» героиня Роза тоже пытается использовать гипнопедию, чтобы быстро выучить предмет, и точно также терпит неудачу.

Обучение во сне. Ожидание vs. Реальность

На самом деле воздействовать на подсознание, а него уже – на сознание можно, только не так «топорно». Это доказали уже в XXI веке. Как и то, что обучение во сне можно использовать как вспомогательный метод. Причем, в разных вариациях.

  1. Самое простое – как в русской поговорке «утро вечера мудренее» – начать осваивать сложную тему перед сном, не пытаясь выучить ее идеально. Нагрузите хорошенько мозг и ложитесь спать. За ночь новые знания систематизируются, как говорится, переварятся, и утром легче будет продолжить. Что-то будет уже усвоено, многое начнет даваться легче.
  2. Более экзотический, но также имеющий право на существование способ (его подтвердили опытным путем исследователи из Института Вейцмана в 2012 году): во время обучения использовать аромат, который нравится, а затем лечь спать, не убирая его. Можно, например, капать на аромалампу эфирные масла, открыть банку с кофе или пакетик с корицей, чтобы запах распространился по комнате, опрыскать себя любимыми духами. Утром новая информация усвоится еще лучше. Почему так происходит? Скорее всего, мозг получая приятный раздражитель, начинает работать лучше.
  3. Наконец, для самых дотошных – развитие способа, который пытались изучать еще в 50-х годах XX века, включать записи во время определенных фаз сна. Суть в том, что во время медленной мозг малоактивен, а вот когда наступает быстрая – он усиленно работает: из кратковременной памяти переводит информацию в долговременную, а лишнюю стирает. В это время человек видит сны. Теоретически тогда же появляется шанс, что и данные извне попадут в долговременную память. Правда, осуществить это практически со 100%-ным результатом ученым пока не удалось.
  • Во-первых, эта фаза сна очень короткая, длится несколько минут. Много ли воспримешь за это время?
  • Во-вторых, ее надо «ловить» или действовать наобум: включать запись на всю ночь с расчетом, что что-нибудь да усвоится. Это неудобно.

С помощью гипнопедии лучше усваивать что-то конкретное: новые слова, таблицы, формулы, а не абстракции, в которых мозг во сне вряд ли захочет разбираться. Ему проще будет удалить непонятное.

Как считаете, какой способ эффективнее? Пробовали что-нибудь? Делитесь в комментариях.