Цель выпускной работы магистра — сформулировать и подтвердить (или опровергнуть) собственную гипотезу. Для этого нужно сначала поставить проблему, которую вы будете решать с помощью своих исследований. Поэтому постановка проблемы магистерской диссертации — один из самых важных этапов работы над ВКР.

Проблема диссертационного исследования — что это такое

Проблема для выпускного квалификационного исследования — это «белое пятно» в знаниях, не позволяющее развивать науку дальше. То есть в качестве проблемы вы можете взять любой неизвестный факт. Популярный пример основной проблемы магистерской диссертации — ещё не опознанные причины какого-либо явления или чужая непотверждённая гипотеза.

Именно от выбранной проблемы будет зависеть вся ваша работа: направление, объект, методы. При этом не стоит забывать об интересе и своевременности. Выбранная проблема должна быть достаточно актуальной, чтобы ваша работа имела научную ценность.

Важно не только найти, но и правильно сформулировать научно-исследовательскую проблему. Только так вы сможете показать читателям важность ваших исследований и заинтересовать комиссию вашей диссертацией.

Как определить и сформулировать научную проблему в диссертации

Чтобы найти интересующий вас вопрос, необходимо хорошо разбираться в выбранной дисциплине. Придётся изучить большое количество информации. Если вы заинтересованы в каком-то конкретном вопросе и хотите писать диссертацию именно по нему, стоит как можно тщательнее изучить источники по схожей теме. Обязательно узнайте про все чужие попытки решения выбранной вами проблемы и имеющиеся теории.

Однако окончательно утвердить проблему вы можете и позже, после подготовки теоретической части вашей работы. Теоретический раздел включает в себя большое количество информации. Чтобы его подготовить, будущему выпускнику придётся прочитать огромное количество книг и научных работ. После этого сформулировать конкретную проблему не составит никакого труда.

Порядок выявления проблемы

Чтобы определить, сформулировать и решить научную проблему, необходимо провести несколько важных этапов:

  • Определите, насколько целесообразно решать поставленный вами вопрос. Насколько вы сами заинтересованы в решении поставленной проблемы?
  • Оцените актуальность выбранной проблемы. Важность решения проблемы определяет ценность всей вашей работы. Вы должны быть уверены, что решение поставленного вопроса может действительно помочь в развитии предмета.
  • Если у вас уже есть цель работы — сопоставьте её с найденной проблемой. Необходимо, чтобы цель вашей ВКР способствовала решению поставленной вами проблемы.
  • Если проблема в конце вашей работы всё-таки будет решена, то практическая значимость вашего исследования будет намного выше. Постарайтесь найти необычные и эффективные пути решения научной проблемы.
  • Проблема должна быть качественно оформлена и сформулирована. Грамотность при постановке и определении проблемы покажет вас специалистом высокого уровня.

Формулировка научной проблемы

После определения научной проблемы нужно её правильно сформулировать. Правильное оформление проблемы — одна из главных задач всей диссертации.

  1. Опишите проблему максимально лёгким языком, без лишних научных терминов.
  2. Перед окончательной формулировкой проблемы вам надо понять, какие задачи будут охвачены и на какие вопросы будет впоследствии дан ответ. Её задачи и будущее применение должны быть отражены в формулировках.
  3. Грамотно сформулировать проблему получится только после подготовки теоретической части диссертации, когда вы уже ознакомитесь с большим количеством авторитетных источников.

Правильно сформулированная проблема выполняет две главные функции. Во-первых, она поможет вам конкретней определиться с направлением будущей работы. Согласитесь, писать основную исследовательскую часть, имея только тему, достаточно сложно: не совсем понятно, с какой стороны к ней подступить. Во-вторых, подробно описанная проблема заинтересует будущих читателей (и аттестационную комиссию на защите). И, конечно, она поможет показать вашу вовлечённость в раскрываемую тему, что очень важно для вашей будущей аудитории.