Оказалось, что качество обучения студентов методам критического мышления во многом зависит от подхода к преподаванию на обычных занятиях в вузе. Даже если педагог не намерен развивать этот гибкий навык, он может поспособствовать его развитию своим стилем лекций. Но не стоит надеяться только на преподавателей: есть особые приёмы для формирования и развития критического мышления у студентов вузов.
Если говорить простыми словами, критическое мышление состоит из нескольких навыков:
Логично, что без одного из этих навыков критическое мышление не будет работать в полной мере. Умение формулировать выводы из поступающих данных не несёт смысла, если человек неправильно воспринимает информацию. Но, даже если студент может проанализировать данные и сделать по ним собственные выводы, встаёт вопрос в его мотивации.
Наверное, вы замечали, что на одних лекциях вы прислушиваетесь к преподавателю и задаёте вопросы по теме, а на других — просто пишете под диктовку, не задумываясь над материалом? И дело тут не в том, что один предмет вам интересен, а другой — нет. Просто без искусственно созданной мотивации не получается запустить самый первый навык критического мышления: анализ информации. Выходит, что качество критического мышления студентов во многом зависит от подхода преподавателей к обучению.
Есть два основных стиля преподавания: конструктивистский и традиционный. Они характеризуются совершенно разными подходами к получению знаний:
Именно конструктивистский стиль поощряет использование технологий, развивающих критическое мышление. Студенты не просто получают знания: они анализируют их, проверяют их грамотность и предлагают собственную интерпретацию.
Было проведено несколько исследований на группах студентов. Результаты наглядно показали, что студенты, которые хотели получить новые знания и навыки (то есть имели внутреннюю мотивацию) лучше развивали критическое мышление под конструктивистским стилем преподавания. А вот традиционный стиль действовал отрицательно сразу по двум направлениям. Он лишал мотивации любознательных студентов и мешал развитию критического мышления у учащихся, которые ходили на занятия ради оценок и диплома.
Если вам повезло попасть к преподавателю-конструктивисту, воспользуйтесь вашими возможностями по максимуму. В конце-концов, студент проводит на занятиях очень много времени. Если на парах вы сможете научиться не только профильному предмету, но и необходимым в жизни гибким навыкам, вы получите двойную пользу.
На самом деле существует масса приёмов, которые помогают развить критическое мышление у человека любого возраста. Для этого даже не обязательно находить компанию или, например, выделять отдельное время для занятий. Упражнения можно проводить самостоятельно в любое свободное время — например, сидя в автобусе. Или сделать из них увлекательную игру для ваших друзей и родных. Основные методы для прокачки критического мышления в игровой форме — это:
Упражнений для развития критического мышления очень много. Часть из них можно выполнять самостоятельно, а для других стоит найти собеседников. Но не стоит пренебрегать и временем в вузе. Если преподаватель поощряет критический анализ его материала и отводит много времени на самостоятельную и практическую работу, то без начальных навыков критического мышления вы точно не останетесь. А оно требуется не только в учебных вопросах: даже простой поиск информации в интернете не обходится без применения этого важного навыка.
Собрали упражнения для развития критического мышления в отдельном файле — качайте и развивайтесь!
Написание дипломной работы — это серьезный и ответственный этап обучения, который требует не только теоретических…
Доклад – это не просто пересказ информации, как в реферате. Тут нужно показать свое понимание…
Оформление сносок в курсовой работе часто вызывает вопросы и негодование у студентов. Тем не менее,…
Заключение – это последнее обращение к аудитории в процессе представления своего исследования. Любая дипломная работа…
Презентация – это визуальное сопровождение к дипломной работе, скажем так ее представление аудитории, подготовка слушателей…
Курсовая работа – один из основных видов учебных занятий и форм контроля учебной деятельности обучающихся.…