Очень часто слабость одного из когнитивных навыков мешает хорошо учиться или освоить новую профессию. Но когнитивные способности мозга человека, как и физическую форму, можно развивать и поддерживать всю жизнь.
Когнитивные навыки — это все способности мозга, которые он использует во время работы. Развитие способностей мозга начинается ещё с младенчества во время игр и чтения. Но не все способности одинаково развиты у всех людей. Одному человеку нужно прочитать текст, чтобы усвоить информацию, другому — услышать, а третьему проще воспринять график и таблицу. Кто-то может пересказать текст, который он прочитал или услышал один раз, а кому-то приходится заучивать наизусть даже пару предложений. То есть неудача в обучении у старательных школьников и студентов в первую очередь наступает из-за слабо развитых когнитивных навыков, а не из-за непонимания материала.
Когнитивные навыки можно разделить на 9 основных категорий. Каждая из них отвечает за свою функцию, и каждую можно развивать отдельно от других.
Это возможность долго заниматься одной и той же задачей, не отвлекаясь на другие дела и посторонние раздражители: не доставать смартфон на паре, не рисовать вместо записи конспектов или сесть за подготовку диплома и действительно заниматься только им в течение пары часов.
Позволяет сфокусироваться на одной задаче и довести дело до конца. Если постоянное внимание — это о продолжительном времени (например, дослушать лекцию до конца или выполнить всю домашку), то фокусированное — это, к примеру, решить конкретный пример или закончить лабораторную работу.
А это, наоборот, способность заниматься несколькими делами одновременно. Распределённое внимание позволяет эффективно расходовать время: например, готовить обед и слушать (и, главное, запоминать) аудиозапись лекции. Или слушать ответ сокурсника на семинаре и одновременно готовиться к своему выступлению.
Этот навык ответственен за нашу память в течение продолжительного времени. Благодаря нему мы можем надолго запоминать какие-то факты, случаи из жизни, и воспроизвести их при необходимости. Некоторые воспоминания хранятся у нас с самого раннего детства. Благодаря долговременной памяти мы можем подготовиться к сдаче экзамена, выучить теорему и даже запоминать материал в течение семестра и потом безошибочно его воспроизвести.
Это оперативный вариант памяти. С ней человек запоминает сложную информацию на короткое время: например, номер телефона или формулу. Они хранятся в памяти пару минут, за которые нужно успеть ими воспользоваться. Оперативная память служит не только для запоминания коротких вещей, но и во время разговора или чтения, чтобы улавливать смысл.
Логика — это мыслительный процесс, в котором на основе своего опыта человек может сделать вывод из известной ему информации. У человека есть логическое мышление, если он может объективно и беспристрастно доказать правоту своих взглядов, рассудить конфликт или найти выход из необычной проблемной ситуации.
Благодаря слуху мы можем понимать устную речь и слушать музыку. Многие люди с трудом воспринимают сложные словесные конструкции, прочитанные им вслух: это значит, что у них сниженное слуховое восприятие информации. Но оно незаменимо для студентов с современными стандартами обучения, где практически каждый предмет преподаётся в виде лекций.
А это, напротив, способность правильно воспринимать информацию через зрительные образы. Если вам нужно самостоятельно читать текст, смотреть на карту или видеть наглядные иллюстрации, значит, ваше зрительное восприятие информации развито очень хорошо.
Навык, который подводит итог под всеми вышеперечисленными. Человек воспринял информацию на слух или через образы, сконцентрировался на задаче, запомнил проблему, сделал собственные выводы и озвучил решение. Навык обработки информации как раз отвечает за то, как много времени пройдёт от поступления информации до реакции на неё. Если говорить научным языком, то это время, которое проходит от получения стимула до реакции.
Когнитивные навыки можно улучшить не только упражнениями (хотя и они играют важную роль). В первую очередь способности зависят от вашего физического и морального состояния.
А для тренировки логического мышления и скорости обработки информации подходит сразу множество занятий: кроссворды, игра в шахматы, сбор пазлов, решение головоломок и настольные игры. Настолки бывают совершенно разных типов: направленные на ассоциативное мышление, память, креативные решения, скорость реакции и внимательность. Поэтому они станут, пожалуй, самым продуктивным для развития способностей и при этом приятным времяпрепровождением. Попробуйте разные варианты, и обратите внимание на те игры и занятия, которые даются вам тяжело. Это значит, что именно над этими навыками и стоит поработать.
Один из ключевых аспектов подготовки кандидатской диссертации — это ее объем. Согласно требованиям Высшей аттестационной…
Презентация к магистерской диссертации – это наглядное сопровождение доклада по время защиты. Она содержит краткую…
Рефераты — это краткие доклады по заданной теме. Рефераты присутствуют в различных науках, но не…
Когда курсовая работа готова, и кажется что наступило время отдохнуть, ведь все мучения позади —…
Существует Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2017. Этот стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления…
Дипломная работа – это серьезный этап в учебном процессе, а подготовка ее требует строгого соблюдения…