Наличие научных публикаций – одно из обязательных условий для присвоения специалисту ученой степени. Будущий кандидат или доктор наук сопровождает каждую статью аннотацией, которую нужно составлять согласно требованиям. Здесь расскажем и покажем на примере, как писать аннотацию к научной статье правильно.

Что представляет собой аннотация к научной статье

По сути, аннотация к научной статье – это сжатая подача ее смысла и содержания с перечислением ключевых слов. Из этой краткой выжимки читатель должен четко понять, о чем публикация, будет ли изложенная информация ему интересна и полезна.

Правильно составленная аннотация должна:

  • представлять аудитории сжатый и обобщенный вариант материала статьи;
  • способствовать продвижению публикации в интернете за счет ключевых слов и фраз;
  • быть предельно понятной компетентному читателю, давать полное представление о статье;
  • заинтересовать читателя, побудить его к ознакомлению с полной версией.

Учитывая, что аннотация пишется строго в научном стиле и без оценочных суждений, привлекать внимание читателя нужно не красным словцом, а обещанием полезной информации в статье. Акцент нужно делать на научную новизну и уникальность исследования, на актуальность изучаемой проблемы и значимость результатов.

Структура аннотации к научной публикации

Составить аннотацию содержательно и в логической последовательности поможет шаблон структуры:

  1. Тема и характеристика статьи.
  2. Актуальность исследования.
  3. Постановка проблемы.
  4. Описание объекта изучения.
  5. Пути решения проблемы (методы).
  6. Результаты.
  7. Выводы.
  8. Ключевые слова.

Объем аннотации ограничен: в среднем 500 знаков, т.е. около 70 слов. Поэтому для каждого пункта нужно выделить всего пару предложений, уместив в них самое главное. Причем копировать текст из публикации недопустимо. Его нужно перефразировать, сохраняя смысл. Аннотация проходит отдельную проверку «антиплагиатом».

Рекомендации по написанию аннотации к научной статье

Как писать аннотацию к научной статье, чтобы публикация имела максимальные шансы на популярность среди целевой аудитории? Делимся полезными рекомендациями, которые дают опытные специалисты:

  • Пишите в научном стиле, но понятным широкому кругу специалистов языком. Не злоупотребляйте специальными терминами.
  • Избегайте глубокой детализации, не давайте конкретных цифр.
  • Пишите короткими предложениями, поменьше сложных конструкций и оборотов. Если оборот можно убрать из предложения без ущерба смыслу и содержанию – он лишний.
  •  Избегайте фраз, ставящих под сомнение факты или результаты.

Рабочий лайфхак для привлечения интереса к публикации – обозначить целевую аудиторию. Пример: «Статья будет полезна специалистам, задействованным в системе дошкольного образования». Еще хороший ход – обещание практической пользы. Например: «Изученные методы продвижения туристических услуг имеют перспективы внедрения в маркетинговые стратегии отечественных компаний».

Четко выразить мысль помогут фразы-клише. Примеры рекомендованных для написания аннотации к научной статье речевых клише:

  • В данной статье рассматривается проблема…
  • Проводится сравнительный анализ…
  • Особое внимание уделено…
  • Материал дает характеристику…
  • Автор изучает перспективы применения…
  • Исследование проведено с целью выявления ключевых проблем…
  • Автор ставит целью изучить и сравнить методы…
  • Статья обобщает научный опыт в сфере…
  • В статье проводится анализ динамики…

Эти фразы помогут начать описание статьи, а дальше – соблюдайте стандартную структуру, не забывая о логической взаимосвязи между разделами.

Часто задаваемый вопрос: нужно ли переводить аннотацию к научной статье на английский язык? Смотря, где вы ее планируете публиковать. Большинство крупных информационных порталов в области науки этого требует. Если хотите быть изданным на серьезном ресурсе, переводите. К тому же, английская версия – это шанс быть прочитанным, а может, даже процитируемым зарубежными учеными. И тут снова рекомендация: для грамотного перевода с учетом всех требований лучше обратиться к профессионалам.

Как составлять список ключевых слов

Все, кто сталкивался с темой продвижения в сети, отлично понимают важность ключевых слов и фраз, задающих тематику. Если просто, то «ключи» – это словосочетания, по которым предположительно будет искать полезный материал в сети ваш потенциальный читатель. Потратив время на грамотное составления списка ключевых фраз, вы сможете привлечь к публикации гораздо большую аудиторию.

Главные запросы уже есть в названии статьи, в первом и последнем абзацах. Дальше список можно расширять другими популярными запросами по теме. Для их поиска существуют специальные сервисы (самый известный – «Вордстат» на Яндекс). В дополнение, несколько практических советов:

  • Подумайте, какими фразами вы сами искали бы подобную информацию в интернете.
  • Используйте не слова, а словосочетания.
  • Не нужно слишком детализировать формулировки.
  • Не копируйте название статьи, которое и так будет учтено поисковиком. Слегка дополните его, конкретизируя запрос.
  • Не бойтесь использовать общепринятые аббревиатуры, если они однозначны.

Закончив составлять список ключевых фраз, проверьте, как каждая из них работает в поисковиках. Выдает ли информацию конкретно по нужной теме? Если не совсем, корректируйте.

Пример аннотации к научной статье

И.И. Иванов

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье представлено исследование в сфере государственного финансирования системы образования. Выявлены недостатки законодательной базы и реализации госфинансирования и госзакупок в образовательном секторе России. Проведен анализ финансирования образования в Великобритании и Франции. Выполнено сравнение законов и процессов регулирования данной области в указанных странах и в Российской Федерации. На основе изученного иностранного опыта предложены пути реорганизации системы госфинансирования образовательного сектора в РФ с целью повышения ее эффективности.

Написать хорошую аннотацию, которая выведет вашу статью на уровень популярного научного контента, помогут на «Мультиворк».