Методички

Как написать основную часть дипломной работы

Пора браться за дипломную, а у вас – ничего, кроме темы и методички? Приступаем. Начинать нужно не с введения, а с разработки «тела» проекта, его рабочей основы. В статье научим, как написать основную часть дипломной работы на «отлично». Ответим на главные вопросы: какая информация нужна, в какой последовательности ее излагать и где, собственно, брать.

Из чего состоит основная часть дипломной работы

Более 80% дипломного проекта составляет его основная часть. Это главное его содержание, где полностью раскрывается тема исследования и решаются научные проблемы.

Основная часть дипломной работы делится на два раздела: теоретический и практический. В структуре проекта важно соблюдать баланс, поэтому объем теории и практики должен быть приблизительно одинаковым. Если требуемый объем 60 страниц, значит, на каждую главу приходится около30. В среднем, теоретическая и практическая части делятся на три параграфа. То есть, на каждый параграф нужно выделить плюс-минус 10 страниц текста.

От объемов – к содержанию. Далее – подробный алгоритм, чем и как наполнять каждый параграф теории и практики.

Что писать в теоретической части диплома

Глава 1. Сначала – название первой главы, куда войдет вся теория. Три самых распространенных варианта:

  • Теоретические аспекты…
  • Теоретические основы…
  • Понятие и сущность…

Вместо многоточия – предмет исследования (сфера, процесс или категория, которую изучает дипломная работа).

Каждую главу нужно поделить на параграфы (обычно 2-3).

1.1 Обзор научных трудов по теме.

Для этого нужно:

  • выбрать несколько направлений исследований по теме, изучив свежие научные статьи;
  • описать каждое направление и его особенности, перечислив авторов;
  • выбрать проанализировать три наиболее ярких научных труда;
  • направление, которое ближе всего к конкретному вопросу исследования, проанализировать последним и более подробно;
  • после каждого обзора сделать краткие выводы и обобщающий в конце.

Акцент – на направление, которое студент планирует внедрить в практической части.

1.2. Классификации.

Это виды, типы, факторы, направления и т.п. Возьмите в работу несколько классификаций. Начните с общепринятых подходов (из учебника), добавьте пару альтернативных из современных трудов.  

Классификации лучше представить в виде схем. После каждой схемы – пояснение по всем элементам. В конце нужно сравнить представленные подходы.

Параграф 1.3. Проблемы.

Здесь студент утверждает, что в изучаемой теме есть проблемы. Это могут быть пробелы в научных исследованиях, например, или неэффективность функционирования какого-то социального или экономического механизма. Схема следующая:

  • перечислить проблемы;
  • описать их и проанализировать;
  • рассказать об их влиянии на предмет исследования;
  • показать, что эти проблемы можно решить (есть научный базис).
  • сделать вывод.

В конце теоретического раздела нужно сделать обобщающий вывод ко всей главе. Это краткие итоги из каждого параграфа и их обобщение, подводящее к практическому решению проблемы.

Как написать практическую часть диплома

Глава 2. Название главы обычно начинается с фраз-клише: «Практические аспекты…», «Практические основы…», «Анализ…». Но вместо многоточия теперь не предмет (процесс, явление), а объект исследования, то есть изучаемое предприятие, учреждение. Содержание параграфов тоже отличается.  

2.1 Характеристика объекта. Дается общая или организационно-экономическая характеристика объекта. Если это предприятие, структура следующая:

  • карта предприятия (реквизиты, уставные данные, виды деятельности и пр.);
  • краткая история деятельности компании;
  • структура организации;
  • отчет о финансовых результатах за последние 2-3 года;
  • динамика финансово-экономических показателей (график и комментарии);
  • анализ рентабельности предприятия на основании отчетов;
  • выводы.

2.2 Состояние предмета исследования на объекте исследования. Если в дипломной работе изучается кадровая политика – описываем, какова она в данной компании; если пишем о рекламе – рассказываем о текущей рекламной стратегии фирмы. Анализируем эту категорию, выявляем проблемы, соотнося их с показателями рентабельности.

Аналитику обязательно нужно подкреплять графиками, таблицами. После каждой иллюстрации должны быть пояснения к ней. Параграф заканчивается выводами о состоянии дел компании по рассматриваемому вопросу.

2.3. Решение проблем и перспективы. В этом параграфе студент должен предложить один или несколько путей решения для ранее выявленных на объекте исследования проблем. Если затруднений несколько, то к каждому нужно разработать мероприятия для решения.

Вторая задача – оценить эффективность предложенных решений (если они были реально внедрены) или описать перспективы, ожидания от их внедрения. Для чего нужны предложенные вами мероприятия? К каким именно положительным результатам они привели или ожидаемо приведут? В идеале следует описать перспективы на ближайшие 3-5 лет.

По окончании параграфа нужен вывод к нему, а после – комплексные итоги по всей практической части дипломной работы.

Откуда брать информацию для теории и практики в дипломе?

Учебники по предмету даже при написании теории принесут мало пользы. Из них рекомендуется брать только классические определения, общепринятые классификации. Дальше, чтобы расширить обзор даже тех же классификаций, нужно искать альтернативные подходы, свежие направления.

Хорошими источниками для добротной теории выступят электронные научные библиотеки, например, «КиберЛенинка», Elibrary». С помощью поисковика в подобных библиотеках студент может найти немало интересных трудов почти по любой теме. В работу следует брать источники «не старше» трех лет. Претендующим на оценку «отлично» желательно включить и данные из зарубежных научных статей.

Касательно практического раздела, в большинстве случаев все данные для него студент собирает во время преддипломной практики. Вызвавшись вести практиканта, руководство компании тем самым соглашается предоставить ему необходимую документацию, включая отчетность. Тогда остается только собрать цифры в таблицы и графики и проанализировать. Если по какой-то причине таких данных нет или они не подходят к объекту исследования, выручает ресурс «audit-it». И конечно, не забывайте про официальный сайт компании или учреждения. Там тоже можно найти много полезного.

А самый простой и надежный вариант решения вопроса – портал помощи студентам «Мультиворк».

Анаргуль У.

Recent Posts

Объем кандидатской диссертации: требования ВАК

Один из ключевых аспектов подготовки кандидатской диссертации — это ее объем. Согласно требованиям Высшей аттестационной…

2 месяца ago

Презентация к магистерской диссертации: как ее правильно сделать?

Презентация к магистерской диссертации – это наглядное сопровождение доклада по время защиты. Она содержит краткую…

2 месяца ago

Что такое медицинские рефераты и чем они отличаются от других университетских наук?

Рефераты — это краткие доклады по заданной теме. Рефераты присутствуют в различных науках, но не…

2 месяца ago

Защита курсовой работы: как она проходит и как к ней подготовиться?

Когда курсовая работа готова, и кажется что наступило время отдохнуть, ведь все мучения позади —…

2 месяца ago

Дипломная работа по ГОСТу: какие существуют правила?

Существует Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2017. Этот стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления…

2 месяца ago

Как правильно оформлять графики и диаграммы в дипломе

Дипломная работа – это серьезный этап в учебном процессе, а подготовка ее требует строгого соблюдения…

2 месяца ago