В университетах до сих пор жива традиция писать лекции. Студенты часто этим недовольны, но оказалось, что делать заметки под речь преподавателя полезно для запоминания материала. Главное, делать это быстро, понятно и аккуратно, чтобы потом можно было восстановить в памяти весь материал.
Если вы хорошо запоминаете материал, а ваша проблема — низкая скорость письма, можно её легко решить. К сожалению, искусственное увеличение скорости обычно ведёт к ухудшению почерка — настолько, что ничего разобрать будет нельзя. Значит, нужно идти другим путём.
Это могут быть термины из предмета или просто распространённые слова («будущий», «следовательно», «функция» и так далее). Сокращать можно несколькими способами:
Можно придумать собственные обозначения для самых распространённых в текстах слов. В таком случае не лишним будет выписать их на отдельный листок, чтобы поначалу поменьше путаться.
Такой способ делать заметки сначала потребует высокой концентрации, чтобы к нему привыкнуть. Потом вы без труда будете и писать, и читать собственные тексты. Правда, одногруппники вряд ли смогут их разобрать, если им понадобятся ваши лекции.
Можно постепенно внедрить все эти способы (и пропуск букв, и аббревиатуры с символами, и перевод) в письмо: тогда конспект будет для неподготовленного человека выглядеть достаточно пугающе, но скорость его написания существенно увеличится.
Нет смысла писать сложное предложение полностью. Пропуск вводных слов, метафор, лишних перечислений сократит количество написанного и освободит время для письма. Особенно это касается гуманитарных наук: истории, психологии, педагогики — где информация подаётся не короткими формулами и терминами, а подробными предложениями.
Перечисление подразделов, классификация, части терминов — всё это можно записать не одним большим абзацем, а схемой с обозначенными связями. Это не только сократит время написания, но и улучшит восприятие информации.
Чтобы не быть голословными: с применением этих способов первый абзац статьи может выглядеть, например, так:
В унив. — письм. лекции. Стднты писать ♡, но так запоминают++. If записи fast/right/clear ⇒ можно вспомнить инфу.
Фраза меньше оригинала в три раза, но легко понятна тому, кто один раз прочитал полный абзац.
Успеть записать лекцию — полбеды. Самое сложное потом по ней восстановить и запомнить материал. Идеально, если вы запомнили текст прямо во время письма: для этого придётся немного повозиться с оформлением.
Подойдут ручки с разными стержнями, карандаши, фломастеры и текстовыделители. Если сразу во время написания выделять другими оттенками термины, определения, заголовки, пункты списков, то вы убьёте сразу двух зайцев:
Имеют ту же цель: выделить важные участки текста. Если ваше чувство прекрасного запрещает раскрашивать тетрадь с лекциями, можно воспользоваться сменой начертания, подчёркиванием и обводкой. Только придётся постараться делать это аккуратно, чтобы не развести грязь на странице, иначе все символы сольются в единое целое.
А на полях можно знаками или короткими словами помечать важность пунктов: что нужно запомнить, что будут спрашивать на зачёте, что вам рассказали просто для иллюстрации.
Существует множество разных способов ведения заметок, но метод Корнелла — самый знаменитый. Для него делим лист на три части (отделяется нижняя четверть листа, а верхние три четверти делятся на два столбца). В правой верхней части ведётся сжатый конспект, в левой верхней записываются основные тезисы или вопросы, а в нижней — краткий вывод из всей лекции. Это и ускорит написание материала, и поможет вспомнить лекцию при перечитывании тезисов и выводов.
Ноутбук и смартфон могут быть полезны тем, кто не уверен в своих силах правильно записывать лекции, или, к примеру, обладателям очень плохого почерка. Здесь действуют те же правила: сокращаем слова, вводим аббревиатуры, сразу делаем правильное форматирование (заголовки, списки, выделение терминов).
Единственное и самое главное правило для электронного ведения заметок: не пишите весь текст под диктовку! Да, в таком случае у вас будет полный текст лекции, но это совершенно не способствует запоминанию. Отнеситесь к конспектированию вдумчиво: анализируйте материал, записывайте только самое важное. Так у вас будет идеальный вариант конспекта: сжатый, по делу и без помарок.
Если преподаватель не против, можно включить на лекциях диктофон. При желании запись можно будет прослушать дома и подкорректировать конспект (или и вовсе записать весь текст, чтобы материал был и в полном, и в сжатом виде), или просто повторить перед экзаменом.
Многочисленные исследования сходятся во мнении, что ручная запись лекций намного полезней. Студенту приходится вдумываться в материал, чтобы записать только самое важное, сразу же верно оформлять текст и правильно сокращать фразы. Всё это способствует одновременному усвоению материала. Кроме того, само написание ручкой поможет запомнить текст (особенно если вы задумываетесь над орфографией или порядком слов).
Если вы уверены, что не сможете записать лекцию аккуратно, то можно набрать её на ноутбуке, а потом дома написать конспект от руки. Так вы и повторите материал, и сможете красиво оформить текст, благодаря чему лучше его запомните. Такой вариант, кстати, будет идеальным, если для сдачи предмета нужно показать преподавателю тетрадь: обещаем, он будет в восторге от аккуратных и красиво оформленных лекций! А если вам позволяют пользоваться на зачётах собственными записями, то хорошие оценки, считайте, у вас в кармане. Впрочем, и тексты из аббревиатур, рисунков и символов помогут в подготовке, если записывать их с пониманием предмета. Единого рецепта как делать заметки, увы, не существует: попробуйте все варианты и определите, какой будет для вас удобнее.
Конференция – это отличный шанс заявить о себе, пообщаться с единомышленниками и настоящими учеными, получить…
Написание курсовой работы по истории – это важный этап в обучении студентов гуманитарных специальностей, который…
Курсовая работа по гражданскому праву является значимым этапом в образовательном процессе студента-юриста, позволяя глубже погрузиться…
Доклад — это не просто текст. Здесь важно уметь выразить свои мысли и исследования перед…
Представь себе ситуацию: ты сидишь и ломаешь голову над докладом по истории. Время поджимает, а…
Написание дипломной работы – это важный этап в учебном процессе, который завершает и подводит итог…