Как в школе, так и в университете важно понравиться преподавателю и наладить с ним отношения. Во-первых, так ни студент, ни преподаватель не тратит время на раздражение и взаимные претензии, а значит остаётся больше времени, сил и желания работать сообща. Во-вторых, преподаватель — тоже человек, как бы он ни старался быть объективным, к нелюбимым студентам он будет требовательнее, а к любимым — лояльнее.

В этой статье мы расскажем о том, как понравиться преподавателю и наладить с ним контакт. Перечисленные ниже правила объединяет одно: представьте себя на месте преподавателя и ведите себя так, чтобы ему было комфортно работать.

Покажите трудолюбие

Секрет о том, как понравиться преподавателю прост. Выполняйте домашние задания, готовьтесь к тестам, ходите на лекции, участвуйте в семинарах, ведите конспекты. Не скрывайте результаты своего труда: если сделали доклад, выступите с ним.

Если у вас не получается, но вы пытаетесь — для преподавателя это уже плюс. Старания и трудолюбие — хороший повод поставить студенту зачёт, даже если выучить предмет на сто процентов не вышло. Преподаватель готовится к лекциям, составляет программу и проверяет работы: ему приятно видеть ответные старания со стороны студентов.

Проявите интерес

Наладить отношения с любым человеком проще, если найти с ним общие темы. Это же поможет вам понравиться преподавателю. Человек, 20 лет подряд преподающий французский, скорее всего, любит этот язык. Спросите у него что-нибудь про Францию и узнаете много нового, а он порадуется, что преподаёт нужный студентам предмет.

Если с начала курса предмет не заинтересовал, поищите дополнительные источники, почитайте научно-популярные статьи, посмотрите документальный фильм, публичные лекции или видео на «Ютубе»: о любой науке можно рассказать интересно, нужна только найти человека с подходящей подачей.

Ведите себя активно

Этот пункт объединяет два предыдущих: преподаватели любят трудолюбивых и заинтересованных студентов, потому что вести лекцию перед живой аудиторией приятнее, чем пытаться научить безразличных студентов, которым этот предмет не важен и не нужен. Старательная и активная группа всегда будет более приятной аудиторией. Не молчите, если преподаватель спрашивает: неправильные ответы и глупые вопросы всё же лучше неловкого молчания.

Замечайте мелочи

Как у любого другого человека, у преподавателя есть некие представления о нормальном. Кого-то раздражают опоздания, кто-то к ним относится лояльно. Кто-то любит, когда лекция превращается в шумную дискуссию, кому-то нравится звенящая тишина в аудитории. К любому человеку можно и нужно найти подход, если наблюдать за его реакцией.

Обращать внимание на детали полезно и в учёбе. Используйте книги из дополнительных списков литературы, следуйте требованиям к оформлению — эти списки и инструкции преподаватель составил, чтобы вы знали, откуда брать информацию, и умели правильно оформить материал сразу, не переделывая.

Будьте вежливы

Кроме личных предпочтений в поведении студентов, есть ещё и общеизвестные правила хорошего тона. Они нужны не только при живом общении, но и в переписке: умение писать понятные и вежливые электронные письма пригодится после университета, особенно тем, кто будет работать удалённо.

Сразу же давайте файлам понятные, информативные и приличные названия. В документах и письмах не пишите ничего компрометирующего: есть вероятность одним неловким движением отправить преподавателю то, чего ему знать необязательно.

Чего делать не нужно?

  • Подлизываться. Рискуете перегнуть палку и испортить отношения с одногруппниками, выставив себя человеком, которому отличные оценки нужны любой ценой.
  • Занижать успехи группы. Специально выставлять одногруппников в невыгодном свете и затем выгодно выделяться на их фоне — не лучшая командная стратегия.
  • Врать. Даже идеальные студенты иногда прогуливают: в таком случае не придумывайте отговорки, опытный преподаватель отличает выдуманные причины прогула от настоящих.

Каким же должен быть «идеальный студент»?

  • Трудолюбивый: выполняет задания, приходит на лекции и тесты, старается, даже если не получается.
  • Заинтересованный: хочет знать больше, задаёт вопросы.
  • Активный: отвечает на вопросы, слушает лекцию, уточняет.
  • Внимательный: пользуется выданными списками и инструкциями, знает, как себя вести.
  • Вежливый: соблюдает правила хорошего тона при живом общении и в переписке.

Если вы построите хорошие отношения с преподавателями, учиться будет легче и приятнее. Однако есть ещё один плюс — хороший преподаватель может стать наставником.

Он много лет работает в этой сфере, разбирается, в какую магистратуру идти, в каком университете перспективная аспирантура: он может дать вам дельный совет или порекомендовать вас работодателю. Коммуникабельный студент может уже на последних курсах начать работать благодаря преподавателям, которые увидели в нём «идеального студента».